Для вентиляции автомобильных тоннелей в практике широко распространены специальные струйные вентиляторы для тоннелей. Основное назначение струйной вентиляции — это обеспечение необходимого качества воздуха в тоннеле и удаление продуктов горения в случае пожара.
Схема вентиляции тоннелей
Существуют две основные схемы вентиляции тоннелей: непосредственно струйными вентиляторами и комбинированная схема (рис. 3.20).
Побудителями движения воздуха в первом случае являются струйные вентиляторы (рис. 3.20 а). Или (при ограничении в габаритах) в специально спрофилированных нишах. Необходимость размещения вентиляторов под сводом тоннеля обусловлена стремлением избежать попадания в них посторонних предметов. Так же, чтобы ослабить воздействие волн сжатия/разрежения от проезжающих автомобилей.
При струйной вентиляции тоннелей воздух движется вдоль тоннеля без воздуховодов, воздуховодом является сам тоннель. Число и размер вентиляторов зависят от аэродинамического сопротивления тоннеля, взаимного расположения вентиляторов и т. д. При однонаправленной схеме организации потока концентрация вредных веществ увеличивается пропорционально расстоянию от входа тоннеля. Такая схема приводит к ограничению использования этой схемы вентиляции.
Комбинированная схема включает в себя струйные и нагнетающие/отсасывающие вентиляторы (осевые или радиальные). Вентиляторы соединены вертикальными стволами с атмосферой (рис. 3.20 б). При такой схеме вентиляции возможно проветривание тоннелей любой длины. Рассматриваются также замкнутые системы, в которых на некотором расстоянии по длине тоннеля установлено соответствующее оборудование для очистки воздуха от загрязнений, причем очищенный воздух подается обратно в тоннель.
Вентиляция тоннелей имеет ряд очевидных преимуществ по сравнению с другими системами вентиляции:
• относительно малая стоимость оборудования и его монтажа, малые эксплуатационные затраты;
• быстрый монтаж и возможность изменения конфигурации системы вентиляции;
• высокая надежность оборудования;
• отсутствие воздуховодов, дополнительных помещений для установки вентиляторов и т. д.
Как работают вентиляторы для тоннелей
Струя, истекающая из струйного вентилятора, установленного в тоннеле, за счет турбулентного обмена вовлекает в направленное движение массу окружающего воздуха. В тоннеле создается перепад давления, под действием которого воздух движется с определённой скоростью.
Тоннельный струйный вентилятор работает без сети, поэтому его полное давление равно динамическому давлению. Осевая скорость в проточной части вентилятора может достигать 25—50 м/с, поэтому внешние обводы и проточная часть вентилятора (стойки крепления электродвигателя, обтекатели втулки и т. д.) проектируются из учета получения минимального аэродинамического сопротивления. Для уменьшения уровня шума вентиляторы на входе и выходе имеют трубчатые глушители шума активного типа, длина которых, как правило, равна диаметру колеса вентилятора.
Тоннельные вентиляторы бывают как обычного, так и реверсивного исполнения. Иногда используются специальные электродвигатели, способные работать в течение часа при температуре перемещаемого воздуха до 250 °С (реже — два часа при 400 °С). Струйные вентиляторы для тоннелей применяются без воздуховодов. Их характеристикой является тяга — потребляемая мощность. Важной характеристикой струйных вентиляторов является удельная тяга (УТ). УТ = отношение тяги к потребляемой мощности Тв/ N. Так, УТ нереверсивных вентиляторов диаметром 630— 1250 мм составляет примерно 35—40 Н/кВт. У реверсивных — несколько меньше, при потребляемой мощности 27—45 кВт соответственно.