Вентиляторы канальные радиальные — вентиляторы, не изменяющий направление движения воздуха, встраиваемый в линию.
Каждая разновидность канальных вентиляторов обладает своими достоинствами и недостатками и, соответственно, имеет характерные области применения. Канальные вентиляторы классифицируются по типу воздуховодов, а именно: вентиляторы для круглых, прямоугольных или квадратных воздуховодов.
Классификация канальных вентиляторов, приведена на рис. 4.32, основой которой является ряд отличительных конструктивных признаков, наиболее существенно влияющих на аэродинамические характеристики вентиляторов.
Термин «канальные радиальные вентиляторы» относится только к вентиляторам, у которых течение в колесе радиальное, причем на входе и выходе из вентилятора направления течения совпадают, и которые имеют входные и выходные фланцы или патрубки для присоединения к воздуховоду. При этом ось вращения колеса может быть расположена произвольно относительно оси канала (воздуховода). Таким образом, под понятие «канальные радиальные вентиляторы» не подходят крышные вентиляторы с факельным выбросом (не имеют выходного присоединительного фланца), осевые и диаметральные (прямоточные) вентиляторы, т. к. течение в них не является радиальным.
Чем различаются вентиляторы канальные радиальные?
Основное конструктивное отличие канальных вентиляторов заключается в устройстве, снижающем закрутку потока на выходе из радиального колеса, т. е. в наличии спрямляющего аппарата или спирального корпуса. По этому признаку вентиляторы канальные радиальные делятся на две большие группы: канальные вентиляторы со спрямляющим аппаратом (прямоточные) и канальные вентиляторы со спиральным корпусом. К первой группе относятся вентиляторы с круглыми, квадратными или прямоугольными корпусами, течение в которых схематично изображено на рис. 4.33.
Отличительной чертой этих вентиляторов является то, что ось вращения колеса расположена параллельно направлению потока во входном/выходном воздуховоде. В дальнейшем эту группу канальных вентиляторов будем называть прямоточными радиальными вентиляторами или прямоточными канальными вентиляторами.
Прямоточные канальные вентиляторы всегда имеют в том или ином виде спрямляющий аппарат; у вентиляторов с круглым корпусом это специальные стойки крепления электродвигателя, а у вентилятора с квадратным (прямоугольным) корпусом функцию спрямляющего аппарата выполняют углы корпуса и стойки крепления электродвигателя.
В группу прямоточных канальных вентиляторов входят вентиляторы с круглым корпусом (тип 1.1) и вентиляторы с квадратным (прямоугольным) корпусом (тип 1.2). Вентиляторы второй группы, т. е. канальные вентиляторы со спиральным корпусом, представлены на рис. 4.34.
Отличительной чертой этих вентиляторов является то, что ось вращения колеса расположена перпендикулярно направлению потока во входном/выходном воздуховоде. В эту группу входят вентиляторы с прямоугольными корпусами, так называемые «положенные на бок колеса» (тип 2.1), и вентиляторы со спиральными корпусами, но установленные в боксы (тип 2.2). Вентиляторы этой группы всегда имеют в том или ином виде спиральный корпус (или его упрощенный элемент) для организации выхода потока.
Вентиляторы второй группы, строго говоря, не являются канальными вентиляторами, хотя и подпадают под признаки канальных вентиляторов. Мы сознательно называем эту группу канальными вентиляторами со спиральным корпусом, чтобы показать, что это те же радиальные вентиляторы, но несколько видоизмененные. Так, например, вентиляторы с «положенными на бок колесами» (тип 2.1, рис. 4.34а) — это вентиляторы с входным коробом, который «выродился» в некую узкую полость на входе, и с элементом спирали на выходе. Канальные вентиляторы со спиральным корпусом, установленные в бокс (тип 2.2, рис. 4.346), как и следует из определения, являются обычными радиальными вентиляторами, но имеют видоизмененный входной короб, который принял форму объемлющего вентилятор бокса.
Следующее отличие, которое наблюдается внутри каждой из двух групп вентиляторов, — эго типы используемых колес. Исходя из различий аэродинамических характеристик принято разделять радиальные колеса на две группы: с назад загнутыми лопатками и с вперед загнутыми лопатками. Первые имеют максимальные коэффициенты производительности примерно до 0,4—0,42 и коэффициенты полного давления до 0,7—1. У вентиляторов с колесами такого типа разница между статическим и полным давлением обычно невелика, и они имеют достаточно большие КПД. Вентиляторы с колесами с вперед загнутыми лопатками имеют максимальные коэффициенты производительности примерно до 0,8 и коэффициенты давления до 2,5—3. Рабочие колеса с загнутыми вперед лопатками отличаются очень большими скоростями закручивания потока на выходе и поэтому используются только со спиральным корпусом.
Аэродинамический КПД таких вентиляторов несколько меньше, чем у аналогичных вентиляторов с загнутыми назад лопатками, однако они позволяют получить требуемые параметры в рабочей точке при меньших габаритах или меньшей частоте вращения, что в ряде случаев бывает решающим. Из-за большой скорости потока на выходе из вентилятора у них динамическое давление (подсчитанное по скорости в выходном сечении спирального корпуса) составляет большую долю в полном давлении, чем у вентиляторов с назад загнутыми лопатками. В ряде случаев использования колес с вперед загнутыми лопатками в канальных вентиляторах динамическое давление полностью теряется.
В прямоточных канальных вентиляторах, как правило, применяются колеса с назад загнутыми лопатками (хотя есть один представитель с вперед загнутыми лопатками), и конструктивно вентиляторы отличаются в зависимости от разновидности используемых колес: обычные радиальные или диагональные колеса. Вентиляторы с круглым корпусом и с диагональными колесами (1.1. В. О), в свою очередь, могут иметь корпуса с поджатием потока (1.1.В. 01) и не иметь такового (1.1 В.02), что также приводит к некоторому различию в аэродинамических характеристиках.
В канальных вентиляторах со спиральным корпусом используются колеса как с загнутыми вперед, так и с загнутыми назад лопатками. Вентиляторы с прямоугольным корпусом («положенные на бок колеса», 2.1) выпускаются с назад и с вперед загнутыми лопатками. Вентиляторы с назад загнутыми лопатками могут иметь как развитый спиральный корпус, так и упрощенный (три стенки на выходе), но мы не разделяем эти типы вентиляторов, поскольку не обнаружили существенных различий в аэродинамических характеристиках.
Эффективность канальных вентиляторов радиальных
КПД радиальных вентиляторов
Выше были рассмотрены различные типы канальных вентиляторов, но не был затронут вопрос об их коэффициенте полезного действия (КПД).
КПД вентиляторов в квадратном может быть в диапазоне 0,45—0,6 в зависимости от типоразмера и геометрии колеса.
У вентиляторов с радиальными колесами и круглым корпусом КПД несколько ниже (примерно на 0,1—0,2), чем у соответствующих вентиляторов в квадратном корпусе, из-за потерь, связанных с противодействием закрученного потока центростремительному течению и некоторой остаточной закруткой потока. Вентиляторы с диагональными колесами и осевые вентиляторы с меридиональным ускорением имеют КПД 0,6—0,7.
Вентиляторы с положенными на бок рабочими колесами наиболее близки к вентиляторам с обычным спиральным корпусом. Радиальные колеса с загнутыми назад лопатками в спиральном корпусе имеют аэродинамический КПД на уровне 0,75—0,83, но наличие поджатого входа и поворота потока на 90° перед входом в колесо в канальном варианте приводят к значительному уменьшению их КПД. Если же в вентиляторе используется двигатель с внешним ротором, размещаемый внутри колеса, то КПД уменьшается еще больше. В действительности у таких вентиляторов можно ожидать КПД не более 0,5—0,55. Вентиляторы с радиальными колесами с загнутыми вперед лопатками (барабанные колеса) в спиральном корпусе имеют аэродинамический КПД 0,6—0,74, однако в канальном варианте наличие поджатого входа и поворота потока на 90° перед входом в колесо также приводит к снижению КПД. Если же в вентиляторе используется двигатель с внешним ротором, размещаемый внутри колеса, то КПД уменьшается еще больше. Таким образом, у таких вентиляторов можно ожидать КПД 0,4—0,5.
КПД электродвигателей вентиляторов
Если в вентиляторе применяется обычный трехфазный асинхронный электродвигатель (например, отечественный АИР), то он подбирается под потребляемую аэродинамическую мощность вентилятора с учетом коэффициента запаса на отрицательные температуры и изменение частоты вращения по характеристике невелико. КПД такого типа электродвигателей в зависимости от типоразмера 0,7—0,95. Если в вентиляторе используется электродвигатель с внешним ротором, то это приводит к низким значениям КПД таких двигателей (0,25—0,6).
КПД вентиляторов с электродвигателем
КПД канальных вентиляторов в круглом корпусе (1.1) в рабочем диапазоне характеристик составляет 0,04—0,28 (далее в табл. 4.10—4.14 приведена максимальная потребляемая из сети активная мощность).